Управления маломерным судном в штормовых условиях.

Несмотря на то, что, на календаре первый месяц осени, любителей отдохнуть на водных объектах Новосибирской области предостаточно. ГИМС МЧС России напоминает о необходимости соблюдения правил безопасности на водных объектах. Большинство происшествий происходит из-за чьих-либо ошибок. И одна из них - нарушение правил безопасности плавания без учета погодных условий. Не стоит забывать, что погода - вещь непредсказуемая, и хороший осенний день в одночасье может обернуться штормом с сильным ветром и проливным дождем.
Поскольку шторм с его силой ветра и увеличением высоты волн всегда представляет очень серьезную угрозу для членов команды и пассажиров любого судна. Первейшей обязанностью судоводителя является изыскание возможности его избежать (отложить выход до улучшения прогноза) или своевременно укрыться в ближайшей бухте, обеспечивающей безопасность стоянки (при получении штормового предупреждения в период плавания).
Если по каким - либо причинам этого сделать не представилось возможным (удаленность от мест укрытия, чрезвычайная необходимость выхода и т.п.), судоводитель должен подготовить маломерное судно для плавания в штормовых условиях:
• предупредить экипаж и пассажиров, провести инструктаж пассажиров по правилам поведения и правилам пользования спасательными средствами;
• убедиться, что у всех одеты спасательные жилеты;
• задраить водонепроницаемые двери, люки и горловины,
• привести в готовность средства борьбы за живучесть и водоотливные средства,
• проверить крепление грузов и предметов, а при наличии груза на палубе - раскрепить его с возможной степенью надежности;
• подготовить необходимое оборудование для подачи сигналов бедствия;
• при наличии радиостанции - установить и поддерживать уверенную связь с берегом.
Государственные инспекторы ГИМС советуют судоводителям следить за изменениями обстановки на воде и прогнозом погоды, положить в судно компас или GPS - он в тумане укажет путь. Непременно надевайте теплую и водонепроницаемую одежду и заранее по карте ознакомьтесь с предстоящим маршрутом движения.
Уважаемые судовладельцы и судоводители, помните, что при ветре и волнах ураганной силы предсказать развитие событий невозможно: любое самое прочное судно и любой самый опытный экипаж находятся во власти стихии, а посему прежде, чем выйти в море, имеет смысл заранее изучить прогноз погоды на предстоящие дни.
Соблюдайте правила безопасности при пользовании маломерными судами. Находясь у воды или на воде, никогда не забывайте о собственной безопасности и будьте готовы оказать помощь оказавшимся в бедственном положении.
Телефон пожарно-спасательной службы МЧС России 101. Набор номера осуществляется с мобильного, и стационарного телефонов. Номер 112 является единым номером вызова служб экстренного реагирования
Купинское инспекторское отделение Центр ГИМС ГУ МЧС России по НСО
При угрозе обледенения судна привести в готовность противообледенительные средства.
В связи с осенним похолоданием появляются опасные для судовождения явления, такие как обледенение судна, появление на воде «сала», «заберегов», «шуги». Для движения в таких условиях на судне должно находиться несколько человек, судно должно быть укомплектовано спасательными средствами, положенным оборудованием и имуществом. Так же судно в зависимости от своей конструкции должно иметь дополнительный инвентарь: канат (линь или трос), багры (шесты), прочий инструмент (лом, топор, скребок, пешню, лопату и т.п.). Судоводителю маломерного судна перед выходом в плавание необходимо убедиться в наличии и исправности водоотливных средств, аварийных средств (клинья, пробки, пластырь и др.), предназначенных для борьбы за живучесть судна.
Обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха ниже 0°С и при температуре забортной воды ниже 8°С. Обледенение - явление крайне опасное, так как приводит к потере остойчивости судна и, если не принять своевременных мер по его освобождению ото льда, опрокидывание судна неизбежно.
Наиболее значительное обледенение наблюдается в результате набрызгивания на судно воды. Максимальная интенсивность обледенения установлена при следовании судна на курсовых углах 15° - 45° по отношению к направлению ветра и бегу фронта волн. При следовании в галфвинд (поперек ветра) или бейдевинд (ветер спереди либо сбоку) лёд быстрее нарастает на подветренной части корпуса, что способствует возникновению статического крена судна.
Сильное обледенение может иметь место при плавании и в штилевую погоду с температурой воздуха от 1 до -5°С. Также обледенение происходит в результате обильного парения, тумана или переохлажденных осадков при отрицательной температуре воздуха.
Судоводителям маломерных судов настоятельно рекомендуется не выходить в плавание при условиях, способствующих обледенению, чтобы исключить неоправданный риск. Ho если обледенение все-таки застало маломерное судно в плавании, то борьба с этим явлением сводится к следующим мероприятиям:
1. При снижении температуры наружного воздуха до значений близких к 0°С, вести непрерывное наблюдение за частотой набрызгивания на судно воды и началом отложения льда на поверхности судна. Немедленно направить судно к ближайшему убежищу.
2. При угрозе обледенения судна привести в готовность имеющиеся средства борьбы с ним.
3. Выбирать такие курсовые углы и скорости судна, при которых набрызгивания на судно воды и заливание будут наименьшими.
4. Попеременно изменять курс судна, приводя направление ветра на правый и левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и возможности получения судном статического крена.
5. Не допуская снижения остойчивости до опасных пределов, удалить лёд с соблюдением техники безопасности в первую очередь с высоко расположенных конструкций (антенны, штаги, ванты, рангоут и т.д.).
6. Из-за отсутствия на маломерных судах термических средств удаление льда производится в основном помощью ручных средств (ломы, топоры, скребки, пешни, лопаты и т.п.) с одновременным применением соли и смесей против обледенения.
7. Постоянно следить и регулярно обкалывать лёд со штормовых портиков, шпигатов и других отверстий, обеспечивающих беспрепятственный сток воды с палубы.
8. При возникновении статического крена из-за несимметричного обледенения, сколку льда необходимо производить в первую очередь с высоко расположенных конструкций накрененного борта.
9. При значительном обледенении носовой оконечности и появления дифферента на нос, сколка льда производится в первую очередь носовых конструкций.
10. Вести тщательное наблюдение за водонепроницаемостью корпуса.
В случае чрезвычайного происшествия звонить по телефону Единой дежурно-диспетчерской службы спасения – 01, для абонентов сотовой связи - 112.
Купинское инспекторское отделение Центр ГИМС ГУ МЧС России по НСО